Строительные приёмы монастырской и гражданской архитектуры Средневековья: деревянные конструкции

Крыши. — Для перекрытия больших зал часто вместо сводов довольствовались крышей с открытыми внутрь стропилами; такое перекрытие в точности воспроизводит систему открытых стропил, применяющихся в церквах: крыша нефа в церкви Сен-Жан в Шалоне (рис. 224) решительно ничем существенным не отличается от перекрытий зал епископства в Оксерре, госпиталя в Тоннере, большого зала замка в Пуатье или зал Дома судебных установлений в Блуа и в Париже.

Если помещение имеет два нефа, то иногда, вместо того чтобы заключать их под одну общую крышу, над каждым из них возводят отдельную крышу (рис. 327, N); при этом значительно сокращаются расходы, но вместе с тем создаются неудобства от разжелобков, от плохого стока дождевой воды и от скопления снега. Разрез N относится к двум параллельным крышам над залом в Блуа.

Строительные приёмы монастырской архитектуры: Деревянные конструкции. Крыши
Рис. 327

В романскую эпоху крыши гражданских построек, так же как и церквей, обыкновенно имели слабо выраженный уклон; в эпоху же готики их скаты становятся крутыми. Романские крыши, ввиду их малого уклона, неизбежно нуждались в полной стропильной системе с затяжками; крыши готической эпохи по большей части состоят из стропильных пар (рис. 327, Т), которые покоятся на мауэрлатах при посредстве подкосов, образующих подошву. А малый распор стропильных пар уничтожается полом чердака, который представляет сплошную затяжку.

Монастырские риги и рынки некоторых нормандских городов представляют собою наиболее замечательные образцы готических деревянных конструкций. Большинство этих рынков имеет три пролета, разделенные аркадами или рядами столбов.

Строительные приёмы монастырской архитектуры: Деревянные конструкции. Крыши. Рига в Мобюиссоне
Рис. 328

На рис. 328 (рига в Мобюиссоне) приведен пример, относящийся к XIII в.; здесь уже проявляется возврат к романской системе ферм с затяжками. Эта система еще яснее выступает в примере, показанном на рис. 329 (рига в Меслэ, близ Труа, XV в.).

В риге в Меслэ использован, кроме того, один довольно остроумный прием: чтобы избежать большого количества шипов в одном узле, ригеля уложили по опорным столбам; затем, расчленив стропильную ногу на отдельные панели, врубали верхний конец каждой панели в стойку, а нижний в ригель. Такой же способ соединений встречается в стропильной системе Реймского собора, относящегося к той же самой эпохе (рис. 222).

Строительные приёмы монастырской архитектуры: Деревянные конструкции. Крыши. Рига в Меслэ, близ Труа, XV в
Рис. 329

В жилых домах, как и в церковных зданиях, крыши ломаного профиля представляют исключение, следы их обнаруживаются только к концу XIV в.; крыши всегда заканчиваются щипцами.

Примечание: Первоначальный тип ломаного профиля крыши бюргерского дома, встречающийся в XV в., а по-видимому, и в конце XIV в., — это профиль, получаемый в результате скоса у верхнего угла щипца дома.

Полы. — Казалось бы естественным при кладке каменных стен  заделать   в  них  концы   потолочных  балок.   Но  такая закладка была бы неблагоприятна для сохранности дерева, так как концы балок были бы лишены доступа воздуха; поэтому последние никогда не заделываются в толщу стен, но укладываются на выступающий камень (рис. 330, А).

Строительные приёмы монастырской архитектуры: Деревянные конструкции. Полы
Рис. 330

Существуют даже такие каменные постройки, где нельзя найти никаких следов балочных опор: эти балки не были связаны с каменными частями здания и покоились на деревянных столбах. В последний период готического искусства связь балок со стенами обеспечивалась при помощи железных анкеров.

Как мы указывали, дерево не должно быть лишено доступа воздуха. Поэтому балки потолка никогда не покрывались штукатуркой; они оставались открытыми или только обшивались.

Иногда потолки состояли из небольших сводов (чертеж В), укрепленных на квадратных балках, повернутых под углом 45°. Обычная конструкция показана на чертеже А: балки, на­катник, несущий дощатый настил, и на этом настиле — пол из плиток.

Фахверковые постройки. — Только в странах очень богатых лесом, как Тироль, Швейцария, Швеция и Россия, встречаются постройки, сложенные из цельных древесных стволов (шалэ, изба).

Для экономии материала довольствуются деревянным каркасом, или фахверковой стеной, проемы которой заполнены грубой бутовой кладкой. Благодаря плохой теплопроводности дерева, построенные таким способом стены, даже при их малой толщине,  представляют достаточную  защиту от колебаний температуры; малая толщина их особо ценна в городах, где земельные участки дороги; легкость их позволяет использовать даже часть улицы, располагая над ней верхние выступы один над другим.

Из того немногого, что сохранилось от средневековых фахверковых построек, видно, что эти конструкции подобны применяемым в настоящее время. Основными элементами строения служат столбы и обвязки; связывающие части каркаса — стойки и раскосы; в промежутках его — мелкий бут или земля, иногда же глазурованный кирпич.

Часто деревянные конструкции украшаются скульптурой; никогда не покрывают их штукатуркой, которая ускоряет гниение; дерево оставляют обнаженным, либо покрывают шиферными пластинками или гонтом.

Строительные приёмы монастырской архитектуры: Деревянные конструкции. Фахверковые постройки
Рис. 331

На рис. 331 показаны способы, применявшиеся для поддержки на весу выступавших один над другим этажей фасада. В примере А стены верхнего этажа покоятся на концах второстепенных балок; в примере В, наиболее часто встречающемся, стены покоятся на выступающих концах главных балок. Эти балки связаны с несущими их столбами при помощи консолей. Применив для верхушки опорного столба ту часть ствола дерева, которая при переходе в корни имеет вилообразный конец, можно без потери материала получить столб с консолью из одного куска. Укладывая на них нижний ряд обвязки, привлекают каркас нижнего этажа к участию в укреплении свешивающегося этажа.


Глава «Общие приёмы строительства. Деревянные конструкции» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)