Архитектура острова Пасхи

Остров Пасхи — небольшой (около 160 км2) кусок суши вулканического происхождения в крайней западной части Полинезии. Сопровождающееся археологическими раскопками изучение его экспедицией, возглавляемой Туром Хейердалом в 1955—1956 гг., позволило сделать ряд выводов относительно связи его культуры с культурой Древнего Перу. Обследование памятников архитектуры привело к тому, что история острова была поделена на три периода: ранний (400?—1100? гг.), средний (1100?—1680 гг.) и поздний (1680—1868 гг.). Рубеж каждого периода ознаменовывался изменением типа монументальной архитектуры. Конец позднего периода — активным введением христианства, переходом к постройкам европейского типа.

Культовые сооружения раннего периода представляют собой рассеянные по берегам острова длинные и узкие прямоугольные в плане платформы (аху) высотой 2—4 м с более низкими крыльями, примыкающими к двору для собраний, иногда окруженному земляным валом. Горизонтальный двор простирался в сторону суши. От платформы к нему шла небольшая мощеная насыпь. Всего было обнаружено 15 платформ раннего периода. Ядро платформы состояло из земли и необработанного камня. Поверхности платформы — из базальтовых плит, имеющих на фасадах вертикальное или горизонтальное положение камней. Кладка в первом случае была особенно тщательной. Каждый камень, имеющий выпуклую наружную поверхность, был на глубину нескольких сантиметров насухо и в высшей степени точно пригнан к соседним камням. Способ кладки и ее рисунок идентичен древней кладке в районе Куско. Особенно красивой кладкой обладает поверхность платформы, обращенная к морю (Аху Винапу № 1, рис. 43,1). Она, видимо, была главным фасадом; как и многие сооружения Древней Америки, платформы были ориентированы на утренние точки летнего солнцестояния или равноденствия. На платформах, по-видимому, ничего не стояло. Небольшие, натуралистически исполненные статуи, близкие к скульптурам, расположенным в районе озера Титикака, вероятно, находились во дворах при платформах.

Другим типом культового сооружения раннего периода был комплекс в Оронго. Он располагался, как и многие культовые сооружения Древнего Перу, на горном склоне, на искусственных террасах, облицованных кладкой, подобной кладке платформ, и имел также типичный для Америки род обсерватории: перед террасами в скале были высечены углубления, фиксирующие критические точки года.

Между ранним и средним периодом существовал некоторый перерыв в строительстве.

Остров Пасхи. 1 — Аху Винапу № 1, около 1100 г.; 2 — Аху Винапу № 1, до 1680 г.; 3 — статуя из аху Тепито-текура
43. Остров Пасхи. 1 — Аху Винапу № 1, около 1100 г.; 2 — Аху Винапу № 1, до 1680 г.; 3 — статуя из аху Тепито-текура

В среднем периоде вновь строятся и ремонтируются старые платформы (всего в этом периоде насчитывается их свыше 50). Они имели иную конструкцию: ядро состояло из булыжника, а облицовка — из подобранных по форме небольших камней, уложенных насухо. Форма платформы не менялась, однако поверх нее водружались колоссальные статуи, олицетворяющие погребенных у их подножия в каменных гробницах племенных вождей (рис. 43,2). Стилизованные, отличающиеся лишь размерами (от 2 до 10 м, наибольшая — 22 м) статуи ставились на специальных плитах от 1 до 15 шт. на каждую платформу (рис. 43,3). Статуи, в отличие от статуй раннего периода, изготовлялись в одной каменоломне в весьма значительном количестве большим коллективом каменотесов. Желто-серые статуи из туфа венчали огромные (6—18 м3) цилиндрические или конусообразные ржаво-красные лавовые навершия, имитирующие рыжеволосые прически. Помимо нового назначения (надгробия) сооружения получили новую ориентацию главного фасада: статуи повернуты лицом в сторону суши, в сторону площадки для собраний, насыпь перед ними вымощена большими булыжниками. Работы по изготовлению и перемещению статуй были прекращены внезапно. Большое количество их (всего насчитывается свыше 600 статуй) на разных стадиях работы осталось в карьере.

Был перестроен также и культовый комплекс Оронго. Старые террасы заменяются новым подходом-площадкой и в связи с появлением нового культа «птице-человека», обнаруженного также в Древнем Перу, строятся новая культовая площадка и жилища. Среди них находятся валуны, покрытые изображениями нового божества.

В среднем периоде известны каменные и тростниковые жилища. Каменные жилища обнаружены в Полинезии только на Гавайских островах, где, вероятно, они относятся ко времени послеевропейских контактов. Каменные дома острова Пасхи разделяются на ряд типов. Так, дома культового центра в Оронго — низкие, с ложносводчатым покрытием сооружения, составляют комплекс, как в Древней Америке, обладающий общими стенами (рис. 44). Как правило, дом имеет овальные очертания плана. По концам дома стены значительно понижаются и общая форма интерьера имеет вид перевернутой лодки. Посередине длинной стороны находился тесный тоннелеобразный лаз. Сдерживающие распор покрытых землей сводов стены имеют толщину до 2 м. Наружные слои кладки стен состоят из горизонтально положенных насухо, необработанных плит базальта, ядро — из плит, положенных в землю. Боль¬шие вертикальные плиты облицовки по низу стен в интерьере были расписаны.

Остров Пасхи. Культовый комплекс Оронго, до 1680 г. Жилые дома «птице-людей». Общий вид, разрезы и план дома, часть плана комплекса
44. Остров Пасхи. Культовый комплекс Оронго, до 1680 г. Жилые дома «птице-людей». Общий вид, разрезы и план дома, часть плана комплекса
Остров Пасхи. 1 — реконструкция дома № 2 из деревни № 1, поздний период, фасад и план; 2 — типы толстостенных жилых домов, до 1680 г.; 3 — жилище-тупа, до 1680 г.
45. Остров Пасхи. 1 — реконструкция дома № 2 из деревни № 1, поздний период, фасад и план; 2 — типы толстостенных жилых домов, до 1680 г.; 3 — жилище-тупа, до 1680 г.

Дома культового комплекса Оронго, безусловно, являются отражением традиций более раннего периода, о чем свидетельствует сообщение одного из исследователей прошлого века, видевшего руины деревни с домами типа Оронго на склоне западного побережья острова. В этой деревне дома имели ниши в стенах для хранения предметов культа, ниши имели и некоторые дома в Оронго.

Другим типом дома являлись толстостенные жилища, представляющие собой скопления, иногда вокруг двора, разнообразных по конфигурации помещений, разделенных толстыми бутовыми стенами, сложенными без раствора и покрытыми тростниковой крышей (рис. 45,2). Очаги располагались внутри и вне дома. К некоторым комнатам примыкали кладовые — ниши. Каждый конгломерат обслуживал нужды одного рода.

Своеобразной формой жилья была так называемая тупа, продолжавшая употребляться и в поздний период, — высокое баш-необразное сооружение, сложенное из необработанного камня и служащее в основном для наблюдения за продвижением морских рыб и черепах (рис. 45,3). Тупа имела небольшую сводчатую жилую камеру; очаг располагался вне сооружения.

Для жилища использовались также серпообразно замкнутые кладкой склоны террас; вход в жилище вел через каменное покрытие. Широко употреблялись также в изобилии имеющиеся на острове естественные пещеры.

Формы жилищ Оронго были повторены в домах из тростника, являющихся в рассматриваемый и более поздний период наиболее распространенной жилой ячейкой. В основном они располагались на побережье и стояли или по одному, или цепочкой. Дома имели самую разнообразную вместимость (от 6 до 100 человек) и соответственно этому различные размеры. Очаги располагались вне построек. В основании низкого дома по овальному периметру выкладывался ряд отесанных по форме плана камней, верхние плоскости которых содержали углубления (в небольших домах бортовые камни отсутствовали). В углубления вставлялись шесты, постепенно укорачивающиеся к концам дома. Шесты крепились к продольному коньковому шесту.

При большой ширине дома коньковый шест поддерживали вертикальные внутренние деревянные столбы. Рамная конструкция из деревянных шестов покрывалась тростником (рис. 45,1). От тростниковых жилищ остальной Полинезии дом отличался формой, напоминающей перевернутую лодку, и длинным очень тесным туннелеообразным входом на длинной стороне. Обе эти черты заимствованы от каменных домов Оронго.

Границей между средним и ранним периодом явилась межплеменная битва у рва Поике, приведшая к уничтожению племени «длинноухих», являвшихся носителями перуанских традиций. Поздний период характерен значительной, в сравнении с предыдущим временем, деградацией культуры. Платформа как архитектурная форма прекращает существование, статуи были сброшены, вдоль ее стен стали сооружаться могильники из беспорядочно сложенных валунов и поверженных статуй. Для укрытия во время бесконечных межродовых распрей стали применять пещеры, входы в которые с помощью каменной кладки старались сделать особенно трудно доступными и незаметными.


Глава «Архитектура острова Пасхи» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: Е.Д. Квитницкая; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)